Сделаю почти кощунственное заявление: даже очень хорошего бухгалтерского учета мало для толковой работы служб предприятия.
Эта тема – первое, о чем имеет смысл говорить. Действительно, бухучет есть на каждом предприятии. И чем оно крупнее, тем более качественно работает бухгалтерия, хотя бы потому, что отбор кадров более серьезен. Безусловно, все не так однозначно, но тенденция имеется.
Поэтому хочу сразу обозначить слабые зоны белорусского фискального учета:
1.В подавляющем большинстве случаев в бухучете катастрофически мало аналитики.
Можно получить сумму выручки по видам деятельности, но нельзя найти выручку в разрезе регионов, торговых агентов, брендов (особенно если у одного поставщика их несколько). Чаще всего невозможно получить суммы скидок по их видам, списки отфактуренных / неотфактуренных заказов покупателей, сумму расчетной наценки в товарных остатках и многие другие данные, важные для каждодневной работы специалистов по закупкам, продажам.
Больше всех обделены обычно закуперы и финансисты. Маркетологи же страдают тотально (имею в виду правильных маркетологов, которые считать любят).
Видела попытку нагрузить бухучет подобными вещами. Учетная база стала медленной и грузной, на главбуха было больно смотреть.
2. Самая, пожалуй, страдающая область учета в бухгалтерии – это дебиторская задолженность.
Безусловно, акты сверки по каждому покупателю можно получить. И список дебиторов с суммами задолженности тоже. Но этого катастрофически мало для грамотного управления дебиторкой.
Финансистам жизненно необходима структура задолженности по срокам долга с момента отгрузки. Это именно та информация, которая позволяет анализировать договорные и фактические отсрочки, предоставленные покупателям. Для коммерческих отделов необходим подробный анализ просроченной задолженности. Причем в разрезе закрепленных специалистов по продажам, регионов. А иногда (о, ужас!) укрупненных номенклатурных групп.
Все это сущий ад для бухучета. А еще неплохо бы видеть сумму планируемых поступлений до конца текущего месяца и в течение календарной недели, как иначе планировать собственные платежи?
3. Бухгалтерия патологически не умеет вести справочники номенклатуры и контрагентов (два базовых, наиболее важных объекта).
Дублирование элементов, незаполненные поля, если это не нужно для бухгалтерской работы (регион, менеджер, телефоны и контактные лица для контрагентов; номенклатурная группа, вид товара, основной поставщик для товаров), беспорядок с папками и группировками, наличие элементов вне папок - это стандартное состояние справочников, обслуживаемых бухгалтерами. Собственно, они и не должны уметь это делать! Другая область знаний. А от структуры этих справочников зависит порядок в отчетности, качество обслуживания клиентов, уровень управления запасами. Чистота учета оценивается в первую очередь по качеству обслуживания справочников.
4. Самый спорный параметр бухгалтерского учета (и самый вместе с тем очевидный) – это валюта учета.
Если в краткосрочной перспективе данные в белорусских рублях можно скорректировать на инфляцию «на глазок», то в периоде нескольких лет это решительно невозможно. Не будем уходить от отечественных реалий!
Перевод выручки в цены базового года не спасает, т.к. видеть в сопоставимых единицах хочется не только выручку, но и все другие показатели тоже. Более того, процедуры пересчета весьма трудоемки. А данные нужны если не ежедневно, то еженедельно.
Замечу, курсовая погрешность на многих предприятиях вполне сопоставима с объемами чистой прибыли! Это не опечатка. Не верите – сравните рентабельность вашего предприятия со ставкой рефинансирования.
Напомню, рентабельность – это не процент наценки, как иногда думают, а прибыль, деленная на выручку (потом умножить на 100). На одном из дружественных предприятий курсовая разница только по дебиторской задолженности составляла десятки тысяч долларов в месяц. Много… Нельзя игнорировать.
5. Не каждая бухгалтерия грешит поздними сроками закрытия предыдущего месяца, нет. Почти каждая.
Данные сводятся (замечательный бухгалтерский термин, означающий окончание работы по внесению операций в базу и проверке полученного результата) к 20-му числу следующего месяца, не раньше. Это не вина главбуха, это его беда. Существенная часть затрат начисляется действительно поздно, и эта работа физически не может быть сделана раньше (поздно приходят счета / акты от подрядчиков, поздно поступают отчеты от подразделений для начисления зарплаты и т.д.).
Плюс эти операции традиционно передвигаются на дно списка задач, уступая место извечной «текучке». На некоторых предприятиях даже такие вещи, как дебиторка и товарные остатки, известны только раз в месяц: 20 числа по состоянию на начало месяца :) Поэтому каждый уважающий себя сотрудник вынужден вести свой микроучет (слава великому excel-ю), чтобы иметь возможность ежедневно выполнять обязанности.
6. Наиболее сложнообъяснимая область – управленческая финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).
Фискальный баланс с приложениями составляется не чаще раза в квартал (обычно раз в год к концу марта). В нем нет и быть не может потерь, связанных с курсовыми разницами, нет корректной амортизации внеоборотных средств, некоторых необходимых корректировок стоимости активов и задолженности...
Так, например, сложно в бухучете списать неликвидный товар, даже включив в налогооблагаемую базу. Нельзя до истечения срока давности списать дебиторку. Возможность размазывания издержек по статьям расходов будущих периодов и неначисления амортизации основных фондов приводит к самообману.
А кого, собственно, обманывать? Мне довелось составить больше дюжины первых управленческих балансов. И только один собственник был в целом согласен с суммой прибыли в нем.Замечу, в балансе отражается сумма прибыли, накопленной предприятием за весь период работы с момента основания, т.е. сумма, подтвержденная активами. Большинство собственников глубоко заблуждались на счет своих заработков. К глубокому сожалению, граничащему с депрессией.
И да, отчетность один раз в квартал да еще к концу следующего месяца – слишком редко и слишком поздно, чтобы делать своевременные выводы.
7. Ну и самая неочевидная проблема бухучета – это приоритеты, которые вынужденно расставляет главный бухгалтер.
Если нужно готовить ежеквартальный налоговый отчет и в то же время отразить в учетной базе поступление нового товара, догадайтесь, какие будут расставлены приоритеты. И ведь все правильно! А товар нужно продавать. И мат.ответственность по нему нужно обеспечить. И цены назначить… Да мало ли!
То, что я перечислила, не является нарушением законодательства. По этой причине предъявлять претензии бухгалтеру и неприлично, и необоснованно. Не его это работа! Позже я обязательно напишу о том, кто должен заниматься управленческим учетом.
Вообще, идея управленческого учета до сих пор страдает от наследия 90-х. Именно тогда управленческим называли учет нелегальных операций, которые не проводились по бухучету. Печалит даже не наличие такой ассоциации, а тот факт, что управленческий учет до сих пор воспринимается как некая ограниченная часть учетной системы, нечто, что нужно добавить к данным фискального, складского учета, чтобы сложить цельную картинку о ситуации в бизнесе.
Это не просто совсем не так. Это категорически не так! Управленческий учет – это единственный вид оперативного учета, позволяющий видеть как картинку в целом, так и каждый объект. Это полноценный, масштабный, самодостаточный и пооперационный учет. Множество операций управленческого учета есть сумма множеств операций всех остальных видов учета (математики поймут). Любое другое понимание - устаревшие догмы в лучшем случае времен «Вводного курса…» Колина Друри (очень уважаемого мной человека), а в худшем – годов зарождения местного бизнеса.
Не обманывайте себя. Время считать наступило в 2009 году.
А кого, собственно, обманывать? Мне довелось составить больше дюжины первых управленческих балансов. И только один собственник был в целом согласен с суммой прибыли в нем. Замечу, в балансе отражается сумма прибыли, накопленной предприятием за весь период работы с момента основания, т.е. сумма, подтвержденная активами. Большинство собственников глубоко заблуждались на счет своих заработков. К громадному сожалению, граничащему с депрессией.